Публичное обесценивание, принижение себя является эффективным способом избежать критики со стороны, защитить себя от унизительных комментариев, что может быть действительно актуально в мире, где любой человек может оставить неприятное сообщение под твоей фотографией или высказать свое мнение насчет твоих взглядов по волнующей теме. В этом сценарии человек опережает противника («хейтера»): проще самому сразу назвать себя пухлым или неудачливым, прежде, чем это сделает другой.
Но почему человек вообще предполагает, что кто-то может отметить его фигуру или успехи в работе? Возможно, это его личные фантазии о транслируемом образе? Или ожидание, что на него обратят внимание – в любом контексте? Или это манипуляция, желание услышать комплимент?
В работе сотрудник может назвать себя некомпетентным, обесценить свои способности и опыт, чтобы таким образом избежать ответственности и, возможно, не лучшего результата. Он готов прослыть несостоятельным профессионалом и рискнуть своим рабочим местом или повышением по карьерной лестнице, лишь бы не рисковать.
Эта стратегия – не самая выигрышная: обесценивание может привести к потере должности, личных отношений, больших возможностей в любой сфере.
Прибегая к этой тактике обесценивания неоднократно, человек накапливает негативный опыт, но нередко не стремится выйти из него, а теряет веру в себя окончательно – ведь теперь его опасения подтверждены личным опытом. Так обесценивание своих способностей становится основой для восприятия и приводит к полной нестабильности Я.
Последствие этого – низкая самооценка – ведет к постоянному чувству страха, состоянию ожидания неудачи и опасности. Это подрывает основы потребностей человека – чувство безопасности. Человек словно чувствует себя безоружным перед лицом возникающих и потенциальных проблем. Страх неудачи и непризнания овладевает им.
Еще один элемент, сопровождающий и при этом усиливающий обесценивание, - чувство вины. Человек чувствует себя виноватым, что так и не сделал что-то, подвел коллег, разочаровал близких.
Не принимая себя, человек начинает критично относиться ко всему остальному, таким образом, делая обесценивание своим основным способом познания себя и мира. Принижая себя, он сравнивает себя с другими и страдает от зависти к их (иногда видимым или надуманным) успехам. Чтобы снизить уровень негативных эмоций в связи с этим, его Я защищает себя тем, что начинает в свою очередь обесценивать других: не так уж они и хороши. Выстраивается парадигма плохого мира: я плох, они плохи, никто не хорош и ничто не хорошо.
В современном мире постоянное саморазвитие становится одним из лейтмотивом человеческого успеха. Нежелание или невозможность работать над собой провоцирует обесценивание качеств и стремлений других.
Итак, обесценивание помогает человеку защититься от негативных переживаний и для эмоционального саморегулирования. Его внешние проявления: ирония, скарказм, насмешки, излишняя критичность, выражение равнодушия (что само по себе парадоксально, ведь уже само по себе это выражение подсвечивает, что человек неравнодушен к предмету). Однако такая защитная функция может быть поставлена под сомнение как таковая: это лишь маскировка от себя и других. При этом обесценивание лишает ресурса и не дает возможности сформировать и укрепить личные ценности.
Причины постоянного обесценивания себя и других могут возникнуть в раннем детстве: чрезмерный родительский контроль, отсутствие четких границ и последовательности со стороны родителей, идентификация ребенка с негативными моделями взрослых или ситуации в семье (смерть одного из родителей или их развод), которые могут быть восприняты ребенком как отторжение. Опасным, но часто встречающимся, является обесценивание достижений ребенка родителями.
Обратимся к Я-концепции Карла Роджерса. Согласно ему, именно оценка индивидуума другими людьми, особенно в младенчестве и раннем детстве, способствует развитию позитивного или негативного образа себя. Так, если человеку долгое время ничто не угрожает, он открыт для переживаний и ему не нужно защищаться. Однако, когда он осознает или ощущает на подсознательном уровне, что переживание не согласуется с Я-концепцией, возникает угроза, за которой, в свою очередь, следует защитная реакция. Роджерс определил защиту как поведенческую реакцию организма на угрозу, главная цель которой — сохранить целостность Я-структуры. Люди хотят чувствовать, переживать и вести себя так, чтобы соответствовать представлению о себе. Чем ближе самооценка и идеальное я, тем последовательнее и конгруэнтнее люди и тем больше они думают, что имеют.