По следам теории психоанализа

Низкая самооценка как защитный механизм

Роль обесценивания в нестабильности человеческого Я
Исследование, проведенное в 1993 году Impact Research от имени Профессиональной корпорации психологов Квебека, показало, что 45% людей обращаются к психологу в связи с отсутствием чувства собственного достоинства. Еще в 1990-е годы ученые предположили, что требования и стандарты, которое предъявляет нам современное общество, заставляет нас принижать себя, обесценивать свои достижения, а также других. Смею предположить, что сегодня, прожив стремительное развитие Интернета, социальных сетей и увидев все возможности, которые теоретически мы могли бы реализовать в этом мире, мы как человечество в целом еще больше озадачены этой проблемой. Но почему же наша психика за эти годы не подстроилась под происходящие в мире изменения и не создала инструмент защиты от постоянного обесценивания? Может быть, дело в том, что именно обесценивание помогает нам?


Публичное обесценивание, принижение себя является эффективным способом избежать критики со стороны, защитить себя от унизительных комментариев, что может быть действительно актуально в мире, где любой человек может оставить неприятное сообщение под твоей фотографией или высказать свое мнение насчет твоих взглядов по волнующей теме. В этом сценарии человек опережает противника («хейтера»): проще самому сразу назвать себя пухлым или неудачливым, прежде, чем это сделает другой.

Но почему человек вообще предполагает, что кто-то может отметить его фигуру или успехи в работе? Возможно, это его личные фантазии о транслируемом образе? Или ожидание, что на него обратят внимание – в любом контексте? Или это манипуляция, желание услышать комплимент?

В работе сотрудник может назвать себя некомпетентным, обесценить свои способности и опыт, чтобы таким образом избежать ответственности и, возможно, не лучшего результата. Он готов прослыть несостоятельным профессионалом и рискнуть своим рабочим местом или повышением по карьерной лестнице, лишь бы не рисковать.

Эта стратегия – не самая выигрышная: обесценивание может привести к потере должности, личных отношений, больших возможностей в любой сфере.

Прибегая к этой тактике обесценивания неоднократно, человек накапливает негативный опыт, но нередко не стремится выйти из него, а теряет веру в себя окончательно – ведь теперь его опасения подтверждены личным опытом. Так обесценивание своих способностей становится основой для восприятия и приводит к полной нестабильности Я.

Последствие этого – низкая самооценка – ведет к постоянному чувству страха, состоянию ожидания неудачи и опасности. Это подрывает основы потребностей человека – чувство безопасности. Человек словно чувствует себя безоружным перед лицом возникающих и потенциальных проблем. Страх неудачи и непризнания овладевает им.

Еще один элемент, сопровождающий и при этом усиливающий обесценивание, - чувство вины. Человек чувствует себя виноватым, что так и не сделал что-то, подвел коллег, разочаровал близких.

Не принимая себя, человек начинает критично относиться ко всему остальному, таким образом, делая обесценивание своим основным способом познания себя и мира. Принижая себя, он сравнивает себя с другими и страдает от зависти к их (иногда видимым или надуманным) успехам. Чтобы снизить уровень негативных эмоций в связи с этим, его Я защищает себя тем, что начинает в свою очередь обесценивать других: не так уж они и хороши. Выстраивается парадигма плохого мира: я плох, они плохи, никто не хорош и ничто не хорошо.

В современном мире постоянное саморазвитие становится одним из лейтмотивом человеческого успеха. Нежелание или невозможность работать над собой провоцирует обесценивание качеств и стремлений других.

Итак, обесценивание помогает человеку защититься от негативных переживаний и для эмоционального саморегулирования. Его внешние проявления: ирония, скарказм, насмешки, излишняя критичность, выражение равнодушия (что само по себе парадоксально, ведь уже само по себе это выражение подсвечивает, что человек неравнодушен к предмету). Однако такая защитная функция может быть поставлена под сомнение как таковая: это лишь маскировка от себя и других. При этом обесценивание лишает ресурса и не дает возможности сформировать и укрепить личные ценности.

Причины постоянного обесценивания себя и других могут возникнуть в раннем детстве: чрезмерный родительский контроль, отсутствие четких границ и последовательности со стороны родителей, идентификация ребенка с негативными моделями взрослых или ситуации в семье (смерть одного из родителей или их развод), которые могут быть восприняты ребенком как отторжение. Опасным, но часто встречающимся, является обесценивание достижений ребенка родителями.

Обратимся к Я-концепции Карла Роджерса. Согласно ему, именно оценка индивидуума другими людьми, особенно в младенчестве и раннем детстве, способствует развитию позитивного или негативного образа себя. Так, если человеку долгое время ничто не угрожает, он открыт для переживаний и ему не нужно защищаться. Однако, когда он осознает или ощущает на подсознательном уровне, что переживание не согласуется с Я-концепцией, возникает угроза, за которой, в свою очередь, следует защитная реакция. Роджерс определил защиту как поведенческую реакцию организма на угрозу, главная цель которой — сохранить целостность Я-структуры. Люди хотят чувствовать, переживать и вести себя так, чтобы соответствовать представлению о себе. Чем ближе самооценка и идеальное я, тем последовательнее и конгруэнтнее люди и тем больше они думают, что имеют.

Итак, чем же является обесценивание: защитной реакцией для сохранения целостности Я-структуры или, напротив, слабостью и угрозой для стабильности человеческого Я? На мой взгляд, обесценивание лежит в плоскости «самость» и является отражением степени, в которой самость отличается от идеальной самости. Так, о душевном здоровье человека нам говорит его принятие таким, каковым он является, а не каким хотел бы быть. Таким образом человек приближается к своему актуальному состоянию. Идеальная самость — это «представление себя, каким индивидуум более всего хотел бы располагать, которому он придает наибольшую ценность для себя». То есть обесценивание и «идеальная ценность» тесно взаимосвязаны.

Вернемся к вопросу во введении. На мой взгляд, обесценивание может быть полезным защитным механизмом в отдельных случаях и в крайне краткосрочный период действия. В глобальном смысле обесценивание обеспечивает нестабильность человеческого Я и, по сути, является признаком душевного нездоровья. Учитывая то, что обесценивание хорошо знакомо современному обществу и развивается в нем, как по отношению индивидуума к себе, так и к другим, можно сделать вывод о том, что общество в подавляющем составе не совсем душевно здорово, неконгруэнтно и нестабильно. Однако мы надеемся, как говорит Роджерс, на фундаментальный аспект человеческой природы, что побуждает двигаться не только отдельного человека, но и все живое в совокупности, к большей конгруэнтности и более реалистичному функционированию.

15 ДЕКАБРЯ / 2022
Эссе написано в рамках прохождения курса «Теория и методология современной психологии» в магистратуре "Психоанализ и психологическое бизнес-консультирование" НИУ "Высшая школа экономики" (балл "отлично")

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ Литература
Карл Роджерс. Гуманистическая психология. Теория и практика. – М.: МОДЭК, 2013. – 456 с.
Карл Роджерс. Взгляд на психотерапию. Становление человека. – М.: Прогресс, 1994.
Johanne de Bellefeuille. Pourquoi avez-vous tendance à vous déprécier? // Femmes Plus, апрель 1993.


Автор: Екатерина Берлова
Фотографии: Unsplash

Если вы хотите связаться со мной, отправьте email или сообщение в WhatsApp / Telegram
Екатерина Берлова
Психоаналитический бизнес-консультант (ПА коуч)
Телефон: +7 903 526 3940
Email: Kate.berlova@liotru.ru
Я внимательно отношусь к авторским правам и всегда указываю источники цитат, фотографий и иллюстраций, которые я использую в своих статьях. Так же бережно я отношусь к авторству своих текстов, поэтому прошу не использовать их без предупреждения и без указания автора. Любые вопросы по размещению моих материалов на ваших ресурсах мы можем обсудить лично - мои контакты выше.