Переход от анальной стадии оказывается для девочки непростым. Здесь она не только понимает разницу полов, но и ее необратимость. С точки зрения психоанализа, она сталкивается с пониманием собственного ограничения, лишения чего-то важного. И для некоторых смыслом жизни становится доказать, что они не хуже мальчиков. Быть успешнее в учебе, активно заниматься спортом, проявлять свою яркость, а где-то и кулаками отстоять свою честь. Быть всегда впереди, в первую очередь, парней, которым от рождения почему-то будто повезло чуть больше. Тиражируемая статистика разницы в заработных платах мужчин и женщин, исторические (а где-то и актуальные) справки о притеснении женских прав подогревают эту борьбу и дают женщине опору в ней.
Девочка больше тянется к отцу, словно упрекая мать за подаренную при рождении неполноценность (по З. Фрейду). Нарциссическая травма во взрослом возрасте может отзываться в любом намеке на неуспех.
Фаллическая фиксация может выглядеть кардинально различно. Властная дама-босс, с железной хваткой, предпочитающая в спортзале заниматься с «железом», жестко ведущая переговоры и не приемлющая, чтобы перед ней открывали дверь. Милая девушка с ярко-красной помадой, в туфлях на острых шпильках, в облегающем платье с вызывающем декольте, требующая внимания к себе. Обе они не будут довольствоваться домашним бытом – а если и окажутся домохозяйками, сумеют подчинить весь дом себе.
Фаллическая женщина не признает своей «ограниченности» и тщательно оберегает право на свою внутреннюю мужественность. «Имаго женщины, наделенной фаллосом (внутренним или внешним) в отказ от кастрации», - поясняет Мариз Шуази (Choisy, Psychanal., 1950, p.59).
В Le Parisien в 2018 году
выходит интервью с певицей Кристин, где она объявляет себя фаллической женщиной. Образ сильной женщины, по ее мнению, не был явно заметен раньше за длинными волосами и женственной одеждой. И артистка поражает публику новым обликом – короткой стрижкой, мальчишеским одеянием, сокращением имени до «Крис». При этом подчеркивает, что у нее достаточно большая грудь. Крис говорит об амбивалентности, которая сопровождает ее жизнь и творчество, а также о том, что постоянно встречается с новыми вызовами. «Мне нужно всегда что-то доказывать, быть в неудовлетворенности, риске, опасности», - заключает она.
Кажется, в этом есть суть конфликта женщины с фаллической фиксацией. Не столько желание, сколько необходимость, потребность, нужда что-то доказывать – кому-то невидимому, внутреннему. Тому, кто никогда не сможет принять эти доказательства успеха, а значит, все попытки будут попросту бесполезны.
Женщина рискующая – в то время как женщина «обычная» стремится к безопасности и самосохранению. Современный мир гордится тем, что все больше женщин поступает в опасные профессии и увлекается экстремальными видами спорта, соревнуясь порой наравне с мужчинами. Сегодня фаллизм женщины – ее настоящий внешний успех.
Делает ли это ее успешной в душевном плане? Помогает ли ей избежать переживаний и терапии? Кажется, сегодня популярность услуг психологов у этой категории женщин только растет. Вспомним слова французской певицы про амбивалентность и постоянную неудовлетворенность. Подобное не дает, а буквально сжигает ресурс.
Жаклин Шефер в своем
выступлении на конференции Парижского Психоаналитического общества в том же 2018 году напоминает: «
Я определяю фаллическое как организацию, основанную на нарциссической переоценке пениса. Это теория «все или ничего»: она либо есть, либо ее нет. Фаллическое предполагает либо наличие мужского пола, либо отсутствие пола». Женский пол полон тайн, отчего порой пугает. В нем словно есть пустота, которую необходимо заполнить или закрыть чем-то видимым, ярким, активным, вызывающим.
«Все или ничего» - нарциссический язык. Женский нарциссизм проявляется в теле. Современные женщины-предпринимательницы и топ-руководительницы одним из критериев успеха считают активные занятия в фитнес-клубах и посещение салонов красоты. Однако они, несмотря на внешнюю уверенность, крайне ранимы, так как зависят от взглядов окружающих. «
Если она зависит только от своего отражения в зеркале, если она не создала достаточно ценных внутренних объектов, высок риск депрессии», - считает Жаклин Шефер.