По следам теории психоанализа

«Папа, я докажу, что я лучше, чем мальчик»

Проявление женщин с фаллической фиксацией
Женщина, дерзко идущая по карьерной лестнице или выстраивающая бизнес в, казалось бы, «мужской» сфере, - образ по большей части маскулинный. При этом она использует свою женственность при общении с мужчинами, чтобы «ослабить» их позицию в переговорах и получить необходимые преимущества. Мне было интересно исследовать, как в женщинах проявляется фаллическая фиксация и является ли она общим местом при разборе кейсов женщин-предпринимательниц. Данная тема кажется мне актуальной ввиду повышения активности женщин в бизнесе и все более распространяющихся обсуждений о равноправии в деловой среде.

Переход от анальной стадии оказывается для девочки непростым. Здесь она не только понимает разницу полов, но и ее необратимость. С точки зрения психоанализа, она сталкивается с пониманием собственного ограничения, лишения чего-то важного. И для некоторых смыслом жизни становится доказать, что они не хуже мальчиков. Быть успешнее в учебе, активно заниматься спортом, проявлять свою яркость, а где-то и кулаками отстоять свою честь. Быть всегда впереди, в первую очередь, парней, которым от рождения почему-то будто повезло чуть больше. Тиражируемая статистика разницы в заработных платах мужчин и женщин, исторические (а где-то и актуальные) справки о притеснении женских прав подогревают эту борьбу и дают женщине опору в ней.

Девочка больше тянется к отцу, словно упрекая мать за подаренную при рождении неполноценность (по З. Фрейду). Нарциссическая травма во взрослом возрасте может отзываться в любом намеке на неуспех.

Фаллическая фиксация может выглядеть кардинально различно. Властная дама-босс, с железной хваткой, предпочитающая в спортзале заниматься с «железом», жестко ведущая переговоры и не приемлющая, чтобы перед ней открывали дверь. Милая девушка с ярко-красной помадой, в туфлях на острых шпильках, в облегающем платье с вызывающем декольте, требующая внимания к себе. Обе они не будут довольствоваться домашним бытом – а если и окажутся домохозяйками, сумеют подчинить весь дом себе.

Фаллическая женщина не признает своей «ограниченности» и тщательно оберегает право на свою внутреннюю мужественность. «Имаго женщины, наделенной фаллосом (внутренним или внешним) в отказ от кастрации», - поясняет Мариз Шуази (Choisy, Psychanal., 1950, p.59).

В Le Parisien в 2018 году выходит интервью с певицей Кристин, где она объявляет себя фаллической женщиной. Образ сильной женщины, по ее мнению, не был явно заметен раньше за длинными волосами и женственной одеждой. И артистка поражает публику новым обликом – короткой стрижкой, мальчишеским одеянием, сокращением имени до «Крис». При этом подчеркивает, что у нее достаточно большая грудь. Крис говорит об амбивалентности, которая сопровождает ее жизнь и творчество, а также о том, что постоянно встречается с новыми вызовами. «Мне нужно всегда что-то доказывать, быть в неудовлетворенности, риске, опасности», - заключает она.

Кажется, в этом есть суть конфликта женщины с фаллической фиксацией. Не столько желание, сколько необходимость, потребность, нужда что-то доказывать – кому-то невидимому, внутреннему. Тому, кто никогда не сможет принять эти доказательства успеха, а значит, все попытки будут попросту бесполезны.

Женщина рискующая – в то время как женщина «обычная» стремится к безопасности и самосохранению. Современный мир гордится тем, что все больше женщин поступает в опасные профессии и увлекается экстремальными видами спорта, соревнуясь порой наравне с мужчинами. Сегодня фаллизм женщины – ее настоящий внешний успех.

Делает ли это ее успешной в душевном плане? Помогает ли ей избежать переживаний и терапии? Кажется, сегодня популярность услуг психологов у этой категории женщин только растет. Вспомним слова французской певицы про амбивалентность и постоянную неудовлетворенность. Подобное не дает, а буквально сжигает ресурс.

Жаклин Шефер в своем выступлении на конференции Парижского Психоаналитического общества в том же 2018 году напоминает: «Я определяю фаллическое как организацию, основанную на нарциссической переоценке пениса. Это теория «все или ничего»: она либо есть, либо ее нет. Фаллическое предполагает либо наличие мужского пола, либо отсутствие пола».

Женский пол полон тайн, отчего порой пугает. В нем словно есть пустота, которую необходимо заполнить или закрыть чем-то видимым, ярким, активным, вызывающим.

«Все или ничего» - нарциссический язык. Женский нарциссизм проявляется в теле. Современные женщины-предпринимательницы и топ-руководительницы одним из критериев успеха считают активные занятия в фитнес-клубах и посещение салонов красоты. Однако они, несмотря на внешнюю уверенность, крайне ранимы, так как зависят от взглядов окружающих. «Если она зависит только от своего отражения в зеркале, если она не создала достаточно ценных внутренних объектов, высок риск депрессии», - считает Жаклин Шефер.

В 1916 году скульптор Константин Бранкузи (1876-1957) создал скульптуру из полированной бронзы под названием «Принцесса Х». Творение наделало немало шума в культурной среде – вместо изображения женщины в нем увидели образ фаллоса. Бранкузи же утверждал, что вдохновлялся образом Марии Бонапарт и «до крайности усовершенствовал женскую фигуру, где лицо склоняется над парой грудей, на которые ниспадает густая копна волос».

Была ли это провокация - или, как говорили критики, мистификация – от художника? Современные искусствоведы более благосклонны к этой работе, подчеркивая ироническое желание автора показать условность в различии полов. Женская грудь и мужские гениталии – так ли они далеки между собой? И почему бы не изобразить женскую фигуру в форме эрегированного пениса? Прекрасный символ для темы нашего эссе!

В работе над данным эссе я особенно заметила, что в фаллической женщине немало слабости, которую ей важно увидеть, понять и принять. Задача психоаналитического коуча в работе с такой клиенткой – сопровождать ее в этом долгом пути и помочь в разрешении внутренних конфликтов, в том числе, путем создания внутренних «ценных объектов».

14 ДЕКАБРЯ / 2022
Эссе написано в рамках прохождения курса «Введение в психоанализ: основные психоаналитические понятия, теории и концепции» в магистратуре "Психоанализ и психологическое бизнес-консультирование" НИУ "Высшая школа экономики" (поставлен высший балл - 10)

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ Литература
Зигмунд Фрейд. Очерки по теории сексуальности. – М.: АСТ, 2022. – 320 с.
Maryse Choisy. Qu’est ce-que la psychanalyse? – Paris: Éditions de L’Arche, 1950. – 252 p.
Jacqueline Schaeffer. Le féminin, le risque de la différence // Conférences de Sainte-Anne, 2018.
Agnes Giard. Femme ou phallus? // Libération, 21.02.2018.
Emmanuel Marolle. Christine and the Queens : «Je suis une femme phallique» // Le parisien, 09.07.2018.


Если вы хотите связаться со мной, отправьте email или сообщение в WhatsApp / Telegram
Екатерина Берлова
Психоаналитический бизнес-консультант (ПА коуч)
Телефон: +7 903 526 3940
Email: Kate.berlova@liotru.ru
Я внимательно отношусь к авторским правам и всегда указываю источники цитат, фотографий и иллюстраций, которые я использую в своих статьях. Так же бережно я отношусь к авторству своих текстов, поэтому прошу не использовать их без предупреждения и без указания автора. Любые вопросы по размещению моих материалов на ваших ресурсах мы можем обсудить лично - мои контакты выше.