Видеоблогер Николай Солодников делает потрясающие программы на YouTube. Он собирает за одним столом выдающихся режиссеров, композиторов, философов и ученых («мои старики», называет он их), которые неспешно, приглушенно, абсолютно не напоказ обсуждают культуру и искусство, творчество Микеланджело и Баха. Среди них – режиссер и художник-мультипликатор, автор «Ежика в тумане» Юрий Норштейн, историк кино Наум Клейман, протоиерей Алексий Уминский. В
последнем видео они – 3 седовласых героя и довольно молодой еще Солодников – отправились в Рим и зритель вместе с ними рассматривает развалины древних достопримечательностей, скульптуры и всемирно известные картины. Зрелище это абсолютно медитативное своей органичностью и невольно думаешь: «Вот люди, которые внутри того, для чего они в этом мире. Культура – их дом, их одежда и их внутренность. И автор программы нашел ровно то, что он как будто и должен был делать всегда. Без попыток догнать и перегнать. С возможностью сказать, что «с того момента [как пришла идея, связанная с делом] не было у меня другой мечты».
В конце программы – как символично! – было обсуждение картины Караваджо «Призвание апостола Матфея». Искусствоведы до сих пор спорят, кого именно изобразил Караваджо в роли Матфея, но протоиерей Уминский уверен: это тот самый молодой человек, что опустил голову вниз, сгорбил спину, словно пытаясь стать как можно менее заметным. Пусть меня не увидят, пусть не узнают, не позовут – и я смогу не пойти.
«Караваджо показывает страшную трагедию человека, который, с одной стороны, слышит зов Христов, а с другой стороны, он пока еще здесь, ему так тяжело оставить вот эти монетки, это всё. Христос зовет, а он прячется. Понимание, как он себя видел и чувствовал под этим взглядом Христа, как было страшно и ужасно не ответить на этот призыв или ответить и снова упасть…», – говорит Алексий Уминский.